Богородице, Дево, радуйся!..

Учение Православной Церкви о Божией Матери

 Свт. Игнатий Брянчанинов

Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее Существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она — Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она — Приснодева, то есть: до рождения Ею Богочеловека — Дева, в рождении Его — Дева, по рождении Его — Дева. Имя Мария дано Ей по велению Божию, и значит Госпожа [1].

« — — — — — »

Икона Пресвятой Богородицы Умиление Серафимо-Дивеевская

Икона Пресвятой Богородицы Умиление Серафимо-Дивеевская

Дева, зачав и родив Бога и человека в одном Лице, соделалась Матерью Бога в точном смысле, потому что рожденный Ею был Бог, хотя вместе и был человек. «Как не Богородица Та, восклицает святой Иоанн Дамаскин, Которая родила воплотившегося от Нее Бога?» [2] Дева, соделавшись Матерью Бога, уже естественно соделалась Госпожой, Царицей и Владычицей всей разумной твари, земной и небесной; но вместе с сим Она пребывает тварью и рабой Сына и Бога Своего. Родив Жертву за все человечество, Она родила эту Жертву и за Себя, как принадлежащая к человечеству. Сын Ее есть Ее Бог, Творец, Господь, Искупитель и Спаситель [3].

« — — — — — »

Божия Матерь, зачав и родив Богочеловека, соделалась превыше всех святых человеков и святых Ангелов. По объяснению преподобного Григория Синаита, Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим. Прочие святые человеки, хотя и соделываются по действию в них Святого Духа причастниками Божественного естества [4] и обителями Триипостасного Бога [5], но совершенно иным образом, нежели Богоматерь [6], Которая одна прияла в Себя Бога-Слово для Его вочеловечения. Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых Ангелов, принадлежащее одной Богоматери. Как Богочеловек для племени спасающихся избранников заменил Собой Адама, и соделался их родоначальником: так Божия Матерь заменила для них Собою Еву, соделалась их матерью. Как Богочеловек есть Царь небесный, Царь всех человеков и Ангелов: так Богоматерь есть Царица небесная, Царица и человеков и Ангелов.

Божия Матерь родилась от святых и праведных родителей, Иоакима и Анны, была единственным плодом их супружества, испрошена многими молитвами и слезами; родилась после продолжительного неплодства родителей, родилась, будучи предвозвещена родителям Ангелом, родилась, когда родители были уже в весьма преклонных летах.

« — — — — — »

Родившись от праведных родителей, Богоматерь проводила и Сама жизнь самую праведную. Чистота и смирение были главнейшими Ее добродетелями. Она занималась непрестанно Богомыслием, молитвой, чтением и изучением Священного Писания. Она не только была непричастной всех смертных грехов, но и всякого дела и слова, явно противного Закону Божию, в котором Она была воспитана, который Она изучила и постоянно изучала.

« — — — — — »

Сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз низшел на Нее Святой Дух после благовестия, произнесенного Архангелом Гавриилом, очистил Ее – чистую по человеческому понятию соделал благодатно-чистой, способной принять в Себя Бога-Слово и соделаться Его Матерью. Девство Ее запечатлено Духом: Она, доселе хранившая Себя чуждой от всякого помысла и ощущения сладострастного, соделалась неприступной для этих помыслов и ощущений. Таковой и подобало быть Деве, назначенной в служение Богу, несравненно ближайшее служения Херувимов и Серафимов. Она долженствовала не только зачать и родить Богочеловека, но и проводить всю жизнь в теснейших отношениях с Ним. Она кормила Его сосцами; на руках Ее Он провел младенчество и детство, с Ней Он провел юношество Свое до самого мужеского возраста, до тридцати лет, когда явил Себя миру обетованным Искупителем мира. Но и в течение трех лет с половиной, в которые Господь возвещал спасение человекам, Богоматерь весьма часто была при Нем, как можно заметить из Евангелия.

Святой Дух при первом наитии на пресвятую Деву соделал Ее способной к такому высочайшему служению, достойной этого высочайшего служения. Во второй раз низшел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы, когда Он низшел на святых Апостолов, с которыми Богоматерь неразлучно пребывала по вознесении Господа на небо [7]. Тогда Святой Дух разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую степень христианского совершенства, соделал Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа.

Господь, поправ смертию смерть и воскресив в Себе и с Собою род человеческий, во-первых, даровал воскресение душой [8] Своей Пречистой Матери и Своим апостолам в день Пятидесятницы. Это воскресение душой святой Иоанн Богослов называет воскресением первым (из первого умерщвления, из умерщвления грехом, над которым смерть вторая, т. е. вечная погибель, уже не имеет власти [9]). Может быть, некоторым покажется непонятным, почему при первом наитии Святого Духа на Деву не совершилось разрушение в Ней вечной смерти? Отвечаем: это разрушение вечной смерти было плодом искупления; прежде, нежели совершилось искупление, оно не могло иметь места. Так и святые апостолы, хотя получили прежде обновления своего различные благодатные дары, как-то: исцеления недугов, изгнания бесов и воскрешения мертвых, но разрушение вечной смерти, переход от ветхого человека к новому, от состояния душевного к духовному совершился для них в день Пятидесятницы, был последствием искупления [10].

« — — — — — »

Что желали исполнять величайшие угодники Божии, то Божия Матерь, по данной Ей Божественной благодати, исполняла на самом деле. И как исполняла? Сперва сердце Ее и утроба осенены были Святым Духом; потом чрево Ее соделалось храмом существенно вселившегося Господа; духовная радость от присутствия в Ней Господа обымала все Ее существо, как Она Сама это засвидетельствовала. Обыкновенно святая радость объемлет человеков, сподобившихся ощутить в себе действие Святого Духа: тем более Богоматерь была преисполнена Божественной радости. По рождении Богочеловека Она находилась к Нему в ближайших отношениях. На руках и в объятиях Ее Он провел младенчество; неразлучно с Ней был не только в отрочестве Своем, но и в юношеском и мужеском возрастах, до самого вступления Своего в Божественное служение, продолжавшееся три года с половиной. Никто другой не был столь близким слушателем Слова Божия и в течение столь продолжительного времени, как Божия Матерь; никто с таким глубоким и постоянным вниманием не следил за словами и делами Богочеловека, никто с такой тщательностью и любовью не хранил их.

« — — — — — »

В последние три года с половиной пребывания Господа на земле, Богоматерь не могла быть постоянно при Нем. Это время Господь употреблял на странствование по земле Иудейской для возвещания человекам Евангелия; но и в это время Богоматерь часто виделась с Ним, часто последовала за Ним в числе учеников и учениц Его, внимая Его всесвятому учению, к которому Она стяжала навык ненасытной жажды. В особенности неотступно Она была при Нем во время Его страданий. Богоматерь разделила страдания Богочеловека, приняла в них участие самое живое и действительное.

Как ветхая Ева в раю соделала ветхого Адама участником своего преступления; так Новый Адам соделал Новую Еву причастницей страданий, искупивших преступление праотцев. Богоматери во время страданий Господа и по причине этих страданий была попущена ужаснейшая скорбь. Скорбью было поражено Ее сердце, как бы смертоносным оружием [11].

« — — — — — »

Благодатные дары Святого Духа, которыми обиловали апостолы, преизобильно и более их имела Богоматерь. Она имела и дар пророчества, и дар прозорливости, и дар чудотворений, и другие бесчисленные дары, известные Подателю даров и Приявшей дары. Прикосновение к Ней исцеляло неисцелимые недуги. Девственное, освященное Богом тело Ее соделалось вместилищем и источником чудес. Как икона апостола Петра, изображавшаяся на земле тенью его, чудодействовала [12], так иконы Божьей Матери чудодействуют по всей земле, проповедуют, свидетельствуют, запечатлевают знамениями истину учения Христова. Живописцами чудотворных икон апостола были лучи солнца: живописцами чудотворных икон Божией Матери были разумные лучи Солнца Правды, Бога и Сына Приснодевы — Его Апостолы и Его святые угодники.

Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на Небесах душей и телом. Она не только жительствует на Небесах: Она царствует на Небесах. Она, как Матерь Царя Небесного, объявлена Царицей небесной, Царицей и святых Ангелов и святых человеков. Ей даны особая власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: молите Бога о нас; к одной Богоматери она употребляет слова: спаси нас.

Божия Матерь есть величайшая Заступница и Помощница всех труждающихся о благоугождении Богу, всех посвятивших земную жизнь на служение Богу.

« — — — — — »

Она — скорое утешение скорбящих и плачущих;

Она — предстательница кающихся;

Она — благонадежное пристанище для грешников, желающих обратиться к Богу;

Она — теплейшая ходатайница за них пред Богом.

Предстоя Божией Матери, в глубоком благоговении к Ее величию, в священном недоумении и удивлении, в восторге веры и любви, чада Православной Церкви приносят Приснодеве всерадостное славословие.

Прими, Владычице, эти младенческие гласы, это младенческое лепетание, усиливающееся по причине теплоты сердечной определить Твое величие, и не могущее определить его по немощи разума, по немощи слова, по необъятности Твоего величия.

Радуйся, Селение Бога-Слова!

Радуйся, Святая святых!

Радуйся, Престол Вседержителя!

Радуйся, Вместилище невместимого Бога!

Радуйся, Колесница восседающего и шествующего на Херувимах!

Радуйся, Храм поклоняемого и песнословимого Серафимами!

Радуйся, Высота, неприступная для человеческих помыслов!

Радуйся, Глубина, недосягаемая для ангельских умов!

Радуйся, неверных сумнительное Слышание!

Радуйся, верных известная, достоверная Похвала!

Радуйся, являющая мудрецов немудрыми, у хитрословесных отъемлющая и хитрость и слово!

Радуйся, посрамившая любопытных, бесстыдных, безумных, всезлобных изыскателей!

Радуйся исполнившая духовными познаниями рыбарские мрежи веры! [13]

Пресвятая Богородице, слава Тебе! Пресвятая Богородице, спасай нас!

АМИНЬ.

 

Примечания:
  1. Точное изложение православной Веры святого Иоанна Дамаскина. Книга IV, гл. XIV.
  2. Святой Иоанн Дамаскин. Изложение православной Веры. Книга IV, гл. XIV.
  3. Святого Иоанна Дамаскина Изложение православной Веры. Книга IV, гл. XIV.
  4. Петр. 1, 4.
  5. Иоан. 14, 23.
  6. Житие преподобного Григория Синаита, написанное учеником его Святейшим Патриархом Константинопольским Каллистом. Рукопись.
  7. Деян. 1, 14.
  8. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 11, 12.
  9. Апок. 20. 6.
  10. Иоан. 7, 39.
  11. Лук. 2, 35.
  12. Деян. 5, 15.
  13. Заимствовано из акафиста Божией Матери.

Источник:

Святитель Игнатий Брянчанинов. Учение Православной Церкви о Божией Матери – М.: «Православный приход», 2006.

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

(67)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *