Обрезание Господне.
На восьмой день после Своего Рождества Богомладенец Иисус принял обрезание крайней плоти (Лк. 2, 21), установленное по ветхозаветному закону для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10—14; Лев. 12, 3). По толкованию святых отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления (Мф. 5, 17). Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили впоследствии некоторые еретики (докеты). Святой Ефрем Сирин поучает: «Он был воистину плотию, и обрезан был как Человек…». При совершении обрезания Богомладенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Деве Марии: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему Имя: Иисус» (Лк. 1, 31—33).
Господь получил Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; 9, 38—39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6, 16; Фил. 2, 9—10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2,11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11—12).
Начало праздника Обрезания Господня восходит к первым векам христианства. Известны поучения, произнесенные на этот день в IV веке святителями Амфилохием Иконийским, Григорием Нисским, Амвросием Медиоланским и другими. Канон празднику написан в VIII веке преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября).
Источник: Минея январь. Ч. 1. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.— 628 с.
(11)