Святое Богоявление. Креще­ние Господне.

Святое Богоявление. Креще­ние Господне.

Святое Богоявление. Креще­ние Господне.

Креще­ние Господне

Святое Богоявление. Креще­ние Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — великий двунаде­сятый праздник в воспоминание Кре­щения Спасителя. Господь Иисус Христос, достигнув, по человеческо­му естеству, тридцати лет, всенарод­но вступил в Свое открытое служение для искупления рода человеческого (по ветхозаветному закону ранее тридцати лет принимать сан учителя или   священника не дозволялось).

Спаситель пришел на реку Иордан, при которой святой пророк Иоанн Предтеча приготовлял народ иудей­ский к принятию обетованного Иску­пителя,— и принял от Иоанна креще­ние в водах Иордана (Мф. 3, 13—17; Мк. 1, 9—11; Лк. 3, 21—22).

Богоявлением этот праздник на­зывается потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий кре­стился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), то есть засвидетель­ствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но Единородный Сын Божий, сущий в лоне Отчем.

Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречи­стой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения.

Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого креще­ния,—изъясняет преподобный Иоанн Дамаскин. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого кре­стившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).

По изъяснению святителя Кирил­ла, архиепископа Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся мас­личную ветвь, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение гре­хов в виде голубя: там ветвь маслич­ная, здесь милость Бога нашего».

С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открыв­шейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9—10). Поэто­му в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить (ду­ховно просвещать) оглашенных. В это время совершается в храмах и на водоемах великое освящение воды. Богоявленская или крещенская вода (агиасма) считается великой святыней, исцеляющей душу и тело. Её принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в случае болезни, давая пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причаще­нию.

На Руси издревле было принято в праздник Богоявления совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники.

Источник: Минея январь. Ч. 1. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.— 628 с.

(34)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *