Радоница

Радоница.

Поминовение усопших во вторник Фоминой недели объясняется тем, что в Неделю (то есть в воскресенье) апостола Фомы вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад ко всем от века усопшим; кроме того, с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших. Таким образом, христиане в этот день могут разделить свою пасхальную радость со всеми усопшими близкими (отсюда другое название праздника – Радоница).

Древность поминовения умерших в этот день подтверждается свидетельствами святых Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста, который так говорит о поминовении усопших после Пасхи: «Почему отцы наши установили, оставив молитвенные дома в городах, собираться нам сегодня вне города и на этом именно месте (то есть на могилах мучеников и других христиан)? Потому что сегодня Господь Иисус Христос сошел к мертвым: потому здесь и собираемся мы».

Именно этот день установлен Святой Церковью для первого после Великого поста поминовения усопших. Попытки нарушить Устав и устроить в самый день Пасхи и во всю светлую седмицу «поминки» на кладбище не принесут никакой пользы ни поминаемым, ни поминающим. Смысл церковного поминовения – обращение к Богу с просьбой о помиловании того или иного христианина. Но если Господь прямо запрещает совершать это поминовение, то к кому тогда обращаются нарушители канонических установлений Церкви? Господь всегда и все совершает ко благу человека, и если Он запрещает совершение того или иного священнодействия в определенные дни, то это никоим образом не направлено против Его чад, то есть нас с вами, живых и умерших. Слова «да будет воля Твоя…», которые каждый христианин каждый день обращает в молитве к Богу, очень хорошо иллюстрируют то, каким должно быть отношение человека к церковным канонам. Человек должен не только покоряться воле Божией, но и доверять своему Создателю всю свою жизнь.

Без воли Божией ни один волосок не упадет с головы человека, а уж тем более смерть его никогда не наступит «случайно». Господь знает, когда прекратить земную жизнь любого из нас, Он знает, на какой период церковного года придется третий, девятый, сороковой день по смерти каждого. Поэтому пытаться что‑то «подправить» в Его Промысле просто неразумно во всех отношениях. В первую очередь, конечно, потому что такими своими действиями христианин противится ясно выраженной воле Божией.

Итак, начиная с Радоницы, мы можем просить Церковь молиться о наших близких, уже перешедших в вечность. Самое важное, что могут сделать родственники для умерших заключается в том, чтобы заказать литургийное поминовение (на проскомидии), панихиду, и, при возможности, самим поучаствовать в молитвах Церкви за усопших. Кроме того, можно принести на панихидный стол (канун) какие‑то продукты (за исключением мясных) как жертву Богу от лица усопшего. Значение этого приношения еще и в том, что после совершения панихиды продукты будут розданы служащим храма, нуждающимся, а также насельникам детских домов и домов престарелых, которые также помолятся Богу об упокоении поминаемого на богослужении. Продукты на канун приносят и в другие дни, так как это есть милостыня за усопших.

При возможности, после совершенного богослужения можно посетить кладбище и помолиться на месте погребения сродников. Обычай оставлять на могилках различную пищу – по сути языческий и к Православию никакого отношения не имеет. Так, оставляя на Радоницу на кладбище крашеные яйца либо другие освященные в Церкви пасхальные яства, можно стать виновником попрания святыни животными либо неблагочестивыми людьми. Пить спиртное, поминая усопшего на кладбище, не надо. Лучшая помощь нашим близким — свеча, молитва, милостыня, добрые дела.

(20)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *