Успение Пресвятой Владычи­цы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Успение Пресвятой Владычи­цы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апо­стола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Ма­терь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменно­го зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апосто­лам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим при­сутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою приходили даже из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1—3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43-м году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Еван­гелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как гово­рит святой Стефан Святогорец, Ма­терь Божия пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».

Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.

По преданию, основанному на словах священномучеников Диони­сия Ареопагита (t3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца (t20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственни­цах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотри­тельна в словах, благоразумна, нем­ногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было — никого не оскор­блять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, из­бегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обиде­ла родителей, когда была в несогла­сии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посме­ялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотри­тельного в словах, ничего неприлич­ного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ров­ный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодр­ствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в ис­полнение предположенных намере­ний, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама». По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (XIV в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, нес­колько более среднего; волосы злато-видные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугооб­разные и умеренно-черные, нос про­долговатый, уста цветущие, испол­ненные сладких речей; лицо не круг­лое и не острое, но несколько продол­говатое; кисти рук и пальцы длин­ные… Она в беседе с другими сохра­няла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гнева­лась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. От­носительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь дока­зывает Ее священный головной пок­ров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». (Никифор Каллист заим­ствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, +12 мая 403 г.; Письмо к Феофилу об иконах. Пере­вод текста Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополи­та Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священно-мученик Дионисий  Ареопагит.  Во II веке сказание о телесном переселе­нии Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Юве-налий, Патриарх Иерусалимский, го­ворил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священ­ном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впро­чем, мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания». Это преда­ние с подробностью собрано и изложе­но в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распро­странилась по земле и многих зави­стливых и гордых вооружила против. Враги покушались на Ее жизнь, но Бог хранил Пресвятую Деву.

Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богоро­дица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покуша­лись враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпроси­ли у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею пред­стал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмо­вую ветвь. С Небесной вестью возвра­тилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, кото­рым возвестила о Своем скором Успе­нии. Пресвятая Дева молилась так­же, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Прес­вятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Неба, заклю­чавший Ее молитву словом «аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое пребытие апо­столов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Бо­жией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами при­ветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного ве­селия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Прес­вятая Дева прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время — я.

этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с ученика­ми своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благосло­вения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Ма­тери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благо­словляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благосо­стоянии всего мира.

Успение Пресвятой Богородицы плащаница

Успение Пресвятой Богородицы плащаница

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизре­ченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множе­ством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда пред­возвещавших о Пресвятой Деве. Уви­дев  Своего  Сына,  Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея,» — и, подняв­шись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева преда­ла душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангель­ское пение. Сопровождая чистую ду­шу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Анге­лы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата и Сию премирно подымите, Присносущнаго Ма­терь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на  «Господи,  воззвах»).

Небесные врата возвысились, встре­тив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божествен­ного девства, а от тела разливалось благоухание.

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог все­ленной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы приро­ды. И во время рождения Он сохра­нил Твое девство, и во гробе соблюл от нетления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и испол­нялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвя­той Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречи­стого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих пле­чах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иеруса­лим в Гефсиманию.

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и все­ми провожавшими Ее внезапно по­явился обширный и светозарный об­лачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небес­ных Сил, прославлявших Божию Ма­терь, которое вторило земным голо­сам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычай­ным величием погребального ше­ствия и озлобленные почестями, воз­даваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжни­кам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело Матери Божией сожгли. Возбуж­денный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облач­ный венец сопровождавший по возду­ху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследовате­ли слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иису­са Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал вели­чие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопро­вождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребе­ния, совершая непрестанные молит­вы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. При­дя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гро­бовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Бо­жией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение — поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для под­крепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Ра­дуйтесь! Я с вами — во все дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапе­зу в память Спасителя («часть Госпо­да») и воскликнули: «Пресвятая Бого­родица, помогай нам». (Этим было положено начало чину возношения панагии — обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, кото­рый и доныне хранится в монастырях).

Пояс Богоматери, Ее святые одеж­ды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее много­численные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетель­ствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

Праздник Успения Пресвятой Бо­городицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ея погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.

Святой град Иерусалим отделяет­ся от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона, или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные де­ревья которого плодоносят и сейчас.

Святой Богоотец Иоаким преста­вился 80-летним старцем через нес­колько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, остав­шись вдовой, переселилась из Наза­рета в Иерусалим и жила близ храма. В  Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских во­рот, а второе — в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду. Спаситель часто молился со Своими учениками.

Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладби­ще. С самого погребения Ее христи­ане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоцен­ные пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело.

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420—458) утверждал пе­ред императором Маркианом (450— 457) достоверность предания о чудес­ном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии (…453; память 10 сентяб­ря),  погребальные пелены Матери

Святая Пульхерия положила эти пе­лены во Влахернском храме.

Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным хра­мом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с вы­сокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IX веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 мона­хов.

Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные измене­ния, следы которых остались и поны­не, произвели крестоносцы в ИЗО го­ду. В XI—ХП веках исчезла из Иеру­салима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.

Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохра­нился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мра­морных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне — часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Пра­вославной Церкви, а левый — Армяно-Григорианской (с 1814 года).

Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лам­пад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверями, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Ма­тери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь хра­ма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.

Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в VII— VIII веках приобрели православные у турок. Католики приобрели маслич­ные деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а армяно-григориане — на западной стороне в 1821 году.

12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий моле­бен перед святой плащаницей, воз­лагает её на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Мате­ри Божией. Все члены Русской Ду­ховной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегод­но участвует в перенесении святой плащаницы, называемом «лита­нией».

Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Пат­риархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погре­бальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Бого­родицы. По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов. За духовенством в два ряда шествуют чернецы—монахи и монахини Святого Града: греки, ру­мыны, арабы, русские. Шествие, про­должительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, со­оружается возвышенность, на кото­рой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Бо­городицы.

«О, дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает…» — здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронза­ют своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: «Благодатная, радуйся, с Тобою Гос­подь, подаяй мирови Тобою велию милость!»

Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.

В день отдания праздника (23 ав­густа) снова совершается торжествен­ное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефси­мании.

На Руси Праздник Успения Прес­вятой Богородицы издревле стал од­ним из самых почитаемых. В -Пове­сти временных лет» преподобного Нестора Летописца рассказывается о том, что в 866 году русские языче­ские дружины, предводительству­емые киевскими князьями Аскольдом и Диром, потерпели поражение под Константинополем. Это произошло следующим образом. Поначалу русские корабли потопили множество греческих кораблей, и город был осажден. Император вместе с Патри­архом Константинопольским Фотием всю ночь молились во Влахернском храме. Затем с песнопениями вынес­ли погребальную ризу Богоматери и омочили ее в море, после чего внезап­но поднялась буря и разметала кораб­ли. Для первых русских христиан это событие знаменовало победу христи­анства над язычеством и потому стало одной из причин особого почитания ризы Богоматери и Ее Успения на Руси. Изначально праздник Успе­ния оказался связанным с почитани­ем Пресвятой Богородицы во Вла­хернском храме.

Этому празднику посвящались многочисленные храмы. В Киево-Печерском патерике есть сказание об основании преподобными Антонием и Феодосием Успенского храма в созданной ими обители, что сопро­вождалось чудесами (место для хра­ма, а также его размеры были указа­ны свыше). В последующие времена киевские монахи, основатели мона­стырей, по примеру Киево-Печерской Лавры, посвящали их главные храмы Успению. Успению Пресвятой Богоро­дицы посвятил святой великий князь Владимир деревянный храм во Вла­димире (992 год), на его месте в XII веке был построен Успенский собор святым князем Андреем Боголюбским. Успению были посвящены соборы ХП века в Смоленске и Сузда­ле. Успенским стал главный собор Московского Кремля, основанный в 1326 году при великом князе Иоанне Калите святым Митрополитом Пет­ром как залог процветания Москов­ского княжества. Успению посвяще­ны также собор Почаевской Лавры, заложенный в 1237 году киевскими иноками, спасавшимися от татар, освященный чудесным явлением Бо­гоматери в 1240 году. Кафедральный Успенский собор в Ростове Великом также построен, по преданию, святым князем Владимиром. Переяславльский храм, соборы Троице-Сергиевой Лавры, Псково-Печерского монасты­ря и множество других больших и малых храмов Русской земли посвя­щены этому празднику.

На Руси издревле чтутся чудот­ворные иконы Успения, среди кото­рых следует назвать Киево-Печерскую (врученную, по преданию, греческим строителям Успенского со­бора Самой Царицей Небесной); две иконы Московского Успенского собо­ра (одна из которых написана на гробовой доске святителя Алексия, Митрополита Московского, написа­ние же другой приписывают святому Митрополиту Петру); Псково-Печерскую (с которой связано спасе­ние от поляков Пскова и Печерского монастыря в 1581 году) и другие.

 

(источник — Минея август. Ч. 2. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002г.)

 

(43)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *