Воздвижение честного и животво­рящего Креста Господня

Воздвижение честного и животво­рящего Креста Господня.

Господь наш Иисус Христос, распятый и умерший за грехи всего мира на Голгофе, был снят с Креста праведным Иосифом Аримафейским и положен в пещере в саду, находившемся недалеко от ме­ста распятия (смотри: Ин. 19, 38-42). Иудеи там же, на Голгофе, зарыли в землю Крест Господень и кресты, на которых были распяты два разбой­ника, сохранив это место в тайне.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Через 70 лет Иерусалим был до основания разрушен войсками рим­ского императора Тита; следующие императоры-язычники поставили своей целью полностью уничтожить в памяти людей воспоминания о свя­щенных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138), ненавидевший христиан, приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на этом месте на искус­ственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. Сюда собирались язычники и совершали всякие непотребства.

Прошло около 200 лет. Промыслом Божиим великие христианские свя­тыни — Гроб Господень и животворя­щий Крест — были вновь обретены христианами и открыты для покло­нения. Это произошло при равно­апостольном Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан.

Император Константин Великий (306-337) после победы в 312 году над Максентием, правителем запад­ной половины Римской империи, и над Ликинием, правителем восточной ее половины, в 323 году сделался едино­державным правителем всей огром­ной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт — указ, по которому христиан­ская религия была объявлена закон­ной, и гонения на христиан в западной части империи прекратились. Пра­витель восточной части — Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на восточную часть империи распростра­нился указ о веротерпимости 313 года.

Святой Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами при помощи Господа, явившего ему на небе Свое знамение — звездный Крест, горячо желал отыскать подлин­ный Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. С этой целью он направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену, снабдив ее большими полномочиями, внушительными денежными сумма­ми и письмом к Патриарху Макарию. Хотя царица Елена к этому времени была уже старицей, она с воодушевле­нием взялась за исполнение данного ей сыном-императором поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить; она расспра­шивала многих христиан и иудеев, разыскивая животворящий Крест, но долгое время ее поиски оставались безрезультатными; наконец иудеи указали ей на одного старого еврея по имени Иуда, который мог сообщить царице сведения о Кресте Христовом. Иуда вначале отказывался сказать ей то, что знал, но затем, когда его посадили в глубокий ров, он открыл ей, что Крест зарыт на том месте, где было капище Венеры.

Капище было разрушено до основа­ния, и земля тщательно освобождена от всех его остатков. Тогда Патриарх Макарий совершил молитву, и нача­ли копать землю. Действительно, на месте бывшего капища на большой глубине были обнаружены пещера и Гроб Господень и неподалеку — три креста, дощечка с надписью Пилата и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, какой же из трех крестов является тем, на кото­ром был распят Спаситель, Патриарх Макарий предложил возложить по­очередно все три креста на покойника, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда Крест Господень был возложен на мертвеца, он встал жи­вым из гроба. Таким образом все убедились, что животворящий Крест найден.

С великой радостью поклони­лись святому Кресту царица Елена, Патриарх Макарий, духовенство и стоявшие вокруг христиане и с благо­говением целовали великую святыню, а многие, не имевшие возможности из-за большого стечения народа по­дойти к Кресту и приложиться к нему, просили Патриарха поднять (воздвигнуть) Крест над толпой, что­бы издали поклониться ему. Тогда Патриарх и другие духовные лица неоднократно высоко поднимали святой Крест, а все люди взывали: «Господи, помилуй» — и благоговей­но ему поклонялись. Это торжествен­ное событие произошло в 326 году.

При обретении животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжелобольная женщина при осенении ее святым Крестом сразу ис­целилась. Старец Иуда, открывший место, где был зарыт Крест, и другие евреи уверовали во Христа и приняли святое крещение. Иуда получил имя Кириак. Он удостоился священного сана и впоследствии был рукополо­жен во епископа Иерусалимского; в царствование Юлиана Отступника он принял мученическую смерть за Христа (память мученика Кириака — 28 октября).

Святая царица Елена со всем усер­дием позаботилась почтить места, свя­занные с земной жизнью Спасителя. Она воздвигла церкви в Вифлееме — на месте Рождения Христа, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился в ночь перед Своими страда­ниями и где была погребена Божия Матерь после Ее успения, и еще 18 дру­гих церквей.

Возвратившись в Константино­поль, святая царица Елена привезла с собой часть животворящего Древа, гвозди, пронзившие Тело Господа, и другие святыни.

Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величест­венный и обширный храм Воскресе­ния Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Этот храм строился около 10 лет. Постройка храма была начата еще святой цари­цей Еленой, которая, не дождав­шись освящения храма, скончалась в 327 году. На освящение храма при­были епископы из многих стран. При громадном стечении народа храм Воскресения Христова был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение честного и животворящего Креста.

В этот же день воспоминается и еще одно событие, связанное с Крестом Господним, а именно его возвраще­ние после 14-летнего пленения в Персии обратно в Иерусалим. В цар­ствование Византийского импера­тора Фоки (602-610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен животворя­щий Крест Господень и Патриарха Захарию. Крест пробыл в Персии 14 лет; лишь при следующем импе­раторе — Ираклии (610-641), кото­рый с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего Сироесом, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством животворящий Крест был принесен в Иерусалим.

Император Ираклий в царском венце и порфире нес на себе Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У во­рот, которыми входили на Лобное место, император внезапно остано­вился и не мог двинуться дальше. Патриарх Захария объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, говоря, что Тот, Кто нес на Лобное место Крест для искупле­ния мира от грехов, не в таком виде совершил крестный Свой путь. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, на­дел бедную одежду и босой двинулся дальше — так он внес Крест Христов в храм. Это произошло 14 сентября.

Таким образом, 14 сентября Цер­ковь празднует два великих торже­ственных события — Воздвижение честного и животворящего Креста и возвращение его из персидского плена в храм Воскресения в Иерусалиме.

И теперь в каждой церкви православ­ные христиане, благоговейно покло­няясь выносимому из святого алтаря Кресту, воспевают: «Прии́дйте, вернии, животворящему Древу покло­нимся, на немже Христос, Царь Славы, волею руце распростёр, вознесе нас на первое блаженство».

(источник — Минея Сентябрь — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002г.)

(2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *