Благовещение Пресвятой Бо­городицы и Приснодевы Марии.

Благовещение Пресвятой Бо­городицы и Приснодевы Марии.

Благовещение Пресвятой Бо­городицы и Приснодевы Марии — так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возве­щении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова (Лк. 1, 26 — 38). Общее значение слова «Благовещение» — благая, радо­стная, добрая весть, то же, что и Евангелие; сугубое значение указы­вает на праздник Благовещения, бывающий 7 апреля (25 марта по старому стилю). Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаве­той святого пророка Иоанна Пред­течи.

Благовещенье Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

«Совет Превечный открывая Те­бе, Отроковице, Гавриил предста…» воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праз­дника Благовещения. Превечный Со­вет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для ис­купления погибавшего в грехах чело­веческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не толь­ко от людей, но и от Ангелов. Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева — Преблагословенная Отроко­вица Мария,— достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Пресвя­тая Дева Мария была дарована пре­старелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9 сентября) за их непрестанные и слезные молит­вы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пре­святая Мария была обручена правед­ному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хра­нить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая  Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Святые отцы Церкви—Афанасий Великий, Васи­лий Великий, Иоанн Дамаскин ука­зывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Ма­рию от злобы врага рода человеческо­го диавола, скрыв от него таким образом, что Она—Та Самая Благо­словенная Дева, о Которой сказал пророк Исайя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог» (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14). Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Ма­рия однажды читала Книгу пророка Исайи и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческо­го спасения, ставший днем воплоще­ния Бога Слова, Пресвятой Деве Ма­рии с небес явился посланный Бо­гом Архангел Гавриил и приветство­вал Ее словами: «Радуйся, Благо­датная, Господь с Тобою; благословен­на Ты между женами». Она же, уви­дев его, смутилась от слов его и раз­мышляла, что значит это привет­ствие.

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевыш­него и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царство­вать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.— Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя,  и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется  Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28 — 38). Непо­колебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой (сравнение, взятое из Акафи­ста Благовещению, икос 3), в недрах которой возник Благословенный Плод—Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода че­ловеческого, то Церковь в день Благо­вещения неоднократно возглашает: «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление…» (тропарь). День Благовещения явля­ется и днем воплощения Спасителя: от 7 апреля до 7 января (от 25 марта до 25 декабря ст. ст.), когда празднуется Рождество Христово, ров­но девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим Таинством Своего воп­лощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода чело­веческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными стра­даниями и Воскресением обновить и обожить ее. Бесконечная любовь Гос­пода к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и не­исчислимые грехи последующих по­колений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благо­даря Боговоплощению каждому хри­стианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его запове­дям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христи­ане обрели милосердную Мать, За­ступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном.

Торжественное церковное почита­ние дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святите­лей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»

В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображе­ны Архангел Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в ушах), предсто­ящий (прямо или коленопреклоненный) перед Святой Девой; в левой руке Архангела — райская ветвь, символ радостного благовестия, пра­вой рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гаври­ила—трезубец. Пресвятая Дева Ма­рия представлена сидящей (в храми­не) и благоговейно читающей книгу (пророка Исайи); в книге иногда видны слова: Се Дева во чреве пришлет (Ис. 7, 14). Встречаются древ­ние иконы Благовещения с некоторы­ми видоизменениями; так, например, Пресвятая Дева изображается с вере­теном или початком в руках. На других иконах, например в Мос­ковском Успенском соборе, пряду­щею изображена не Сама Пречистая Дева, а служанка, сидящая у ног Ее. На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Бла­говещения.

Встречаются также иконы Благо­вещения, на которых Божия Матерь изображена стоящей у колодца и черпающей воду; сзади или перед Ней изображен благовествующий Ар­хангел. Иконы Благовещения, симво­лизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения на­поминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасе­ния.

(источник — Минея март. Ч. 2. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002г.)

(33)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *