Вход Господень в Иерусалим.
Рано утром 2 апреля 30 г. Иисус в сопровождении народа вышел из Вифании в Иерусалим. Гора, на восточном склоне которой лежала Вифания, называлась Елеонской, или Масличной, по множеству росших на ней маслин (греч. елеа — маслина). Западный её склон был обращен к Иерусалиму. Близ Вифании лежало другое небольшое селение – Виффагия. Иисус послал в него двух учеников Своих, сказав, что они, как только войдут в селение, увидят «ослицу привязанную и молодого осла с нею», и повелел: «Отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их». Поручение это было не из числа обыкновенных: Иисус всегда ходил пешим, до Иерусалима было недалеко, а между тем, словно готовясь к дальнему пути, ученики должны были идти отвязывать чужих животных, забирая осла и ослицу у неизвестного хозяина, — по-видимому, простого земледельца, которому животные были самому необходимы в его трудах. Апостолы недоумевали, но произошло так, как предрёк Господь Иисус Христос: войдя в селение, они увидели привязанных животных, взяли и повели к Учителю, а их простой ответ, по виду нимало не убедительный: «Надобны Господу», – оказался непреоборимым. Хозяин отдал животных, не зная кому и на что; он даже и не видел Самого Господа Иисуса, но только учеников Его.
В гористой Палестине коней использовали редко: почти исключительно для военных действий. Сесть на коня было символом войны, а сесть на осла или мула — символом мира. Спасителю было угодно, чтобы Его торжественное вступление в Иерусалим символизировало примирение между Богом и согрешившим человечеством.
Апостолы возложили на животных свои одежды, Иисус воссел на ослика, — и шествие продолжилось. Ослёнок был необъезженный, не отвыкший ещё от матери (по-видимому, ради него и была взята ослица), но шёл ровно и послушно. Это имело и сокровенный смысл: ослик, «на которого никто из людей никогда не садился», символизировал языческие народы, не «осёдланные» ни Законом, ни пророками, но которые вскоре должны будут воспринять Евангелие. Животные, не носившие ещё ярма, в ветхозаветные времена выбирались для священного употребления (Втор 21:3, Щар 6:7). Следовавшая за осликом рабочая подъяремная ослица символизировала труждавшийся под ярмом Закона еврейский народ, который отвергнет Мессию, но в последние времена тоже последует за Христом (Рим 11:25).
«Всё же сие было, да сбудется речённое через пророка, который говорит: скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядёт к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Ис 62:11, Зах 9:9). Дщерь Сиона — народ, избранный Богом, храм Которого утверждался на горе Сион. В тот день даже ученики Христовы не увидели в действиях Иисуса исполнения древних пророчеств Захарии и Исайи, «но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём написано». Иисус показывал, что Он — Мессия-Царь, предвозвещённый пророками, и что в смирении и простоте Он совершенно чужд притязаний на земное владычество.
Множество людей, следовавших с Иисусом и видевших в Нём Мессию, в радости постилали на Его пути свои одежды — воздавали честь, которой в Израиле удостаивали восходивших на трон царей (4Цар 9:13). Ликуя, люди несли в руках и постилали на пути Иисуса пальмовые ветви, символизировавшие у иудеев радость, уподобляя вхождение Христа в Иерусалим великому и радостному празднику Кущей, когда Бог повелевал: «Возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом» (Лев 23:40). С пальмовыми ветвями в руках иудеи встречали некогда своего правителя Симона Маккавея, освободившего страну от сирийского ига (Шак 13:51).
Когда шествие достигло вершины Елеонской горы и открылся величественный вид на святой город и храм Господень, ослепительно сиявший золотыми кровлями в лучах утреннего солнца, люди с особенной силой восчувствовали радость Пришествия давно ожидаемого Избавителя и громко возгласили Христу-Мессии осанну (хвалу): «Осанна Сыну Давидову!»
Собравшиеся на Пасху в Иерусалим иудеи, узнав, что в город вступает Тот Самый Иисус, Который воскресил четверодневного мертвеца Лазаря, шумной толпой вышли навстречу. К ним присоединились и многочисленные паломники, расположившиеся в шалашах и палатках около стен города. Все в радости славили Бога за великие чудеса Христовы и восклицали: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» – люди возглашали прекращение вражды между грешной землёй и Небом, ибо Сам Бог воцарялся на земле, а потому ликовали и Ангельские Силы «в вышних», на Небесах.
«Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» Конечно, народ чаял всего лишь земного воцарения Христа, но важно то, что Мессия был торжественно признан. Этим прославлением Христа Сам Отец Небесный указывал всему народу на Иисуса как на пришедшего Мессию и привлекал внимание человечества к Его учению, великим делам и, в особенности, – к готовому вскоре совершиться искуплению рода человеческого.
Увидев, как «весь народ пришёл в движение», фарисеи в злобном бессилии «говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идёт за Ним». Их, должно быть, особенно раздражало, что народ славил Христа как пришедшего от Бога. Желая опорочить торжество, фарисеи стали приписывать дело прославления Иисуса стараниям Его учеников и говорили: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Они давали понять, что шумное волнение народа может вызвать расправу римских властей, Иисус же, показывая, что прославлению Мессии в тот день невозможно противодействовать, как предопределённому свыше, ответил присловием из пророков: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Авв 2:11). Через пять дней, в час смерти Спасителя, когда не слышно уже будет прославляющих Его гласов народа, тогда распавшиеся камни действительно засвидетельствуют истинность слов Христа. Видится здесь и пророчество о язычниках, которые до Пришествия Христа были каменносердечны, но когда Израиль отверг своего Господа и преступно умолк, тогда они уверовали и возопили всему миру о Христе Спасителе.
Плач об Иерусалиме. Окружённый ликующей толпой, слыша прославляющие Его восторженные возгласы, Всеведущий знал: всего через несколько дней богоизбранный народ, увидев, что не получит от Него ни избавления от Рима, ни всемирного владычества, отвергнет Его. Он знал, что тот воскресный день, который мог бы составить славу и счастье иудеев, станет для них началом великих бедствий: богооставленности, разрушения и смерти.
Воззрев на Иерусалим, Спаситель громко заплакал о нём — это были слёзы беспредельной любви, желающей даровать спасение каждому человеку, но встретившей ожесточённое неприятие. Над гробом Лазаря Он проливал слёзы тихо, а теперь плакал навзрыд. Боль страданий и смертное томление пять дней спустя будут бессильны вызвать из Его пречистых очей хотя бы одну слезу, теперь же глубочайшая скорбь о роде человеческом объяла Его любящее сердце, и Он рыдал, как истинный Человек. Он оплакивал город, который уже нельзя было уберечь от грядущих бед и опустошения.
«И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» — к спасению, «но это сокрыто ныне от глаз твоих», — ты упорно закрываешь глаза на великую любовь Божию, посылаемую тебе. «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» — времени явления Христа, Который с любовью милостиво призывал тебя в Своё Царство: сотни тысяч иудеев будут умерщвлены римлянами, сотни тысяч отведены в плен, на рудники, и весь Израиль, словно пыль ветром, будет рассеян по лицу земли; Иерусалим будет совершенно разрушен, и даже место его будет перепахано. Начиная осаду Иерусалима, римляне разбили свой лагерь именно на западном склоне Елеонской горы — там, где плакал о городе Спаситель; осада города в 70 г. началась тоже незадолго до Пасхи.
Войдя в Иерусалим, который весь теперь приветствовал Его, Спаситель направился в храм Божий, составлявший славу и величие Израиля, где и подобало всенародно явиться обетованному Мессии.
(Источник – Евангельская история. С.Воробьев. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010)
(12)