Воскресение Господа Ииcyca Христа.

Воскресение Господа Ииcyca Христа.

Воскресение Иисуса в гефсиманской гробнице.

Повествуя о величайшем событии Воскресения Христова, евангелисты ничего не говорят о том, как именно совершилось непостижимое для человеческого разума воскресение Его тела и исшествие Христа из гробницы, когда камень остался приваленным ко входу. Как при рождении Своём Богомладенец Иисус чудесно покинул Приснодеву, не причиняя боли и не повреждая, подобно и теперь Он оставил гробницу Иосифа, не нарушив печатей. Он воскрес из мёртвых в тишине ночи 9 апреля 30 г. без шума и смятения, облекая священной тайной славнейшее явление Своего Божества.

Икона воскресения Христова

Икона воскресения Христова

Святые отцы Церкви учат, что воскресение Иисуса совершилось после полночи, в первое пение петухов, предвещающее свет воскресного дня. Тело Спасителя пребывало бездыханным чуть более 33 часов — три дня (конец пятницы, субботу и начало воскресенья) и три ночи (считая затмение солнца).

Изображение Господа, запёчатлённое на Туринской плащанице и сохранившееся до наших дней, необычно: посредством неизвестного науке излучения лик и тело Христа спроецированы на поверхность материи, ворсинки которой потемнели, но не обожжены. При воскресении Господь Иисус Христос воссиял светом Своего Божества.

 

Явление Господа Пресвятой Богородице.

Согласно церковному преданию, Иисус, воскреснув, прежде всех явился Своей Пречистой Матери. После погребения Божественного Сына всю субботу и ночь Пресвятая Дева провела близ гроба Его в доме Иосифа Аримафейского. В скорби Своей Она искала утешение в Писании, перечитывая пророчества о Своём возлюбленном Сыне. В этом доме или на пути ко гробу и явился воскресший Господь Пречистой Деве, Которая была не только Матерью Его, но и первейшей Его Последовательницей, полнее и глубже всех воспринявшей Его Божественное учение.

В жизни Своей Пресвятая Богородица всегда являла удивительное смирение, избегая известности, поэтому в Евангелии о Ней сказано немного; не пишут евангелисты и о явлении Ей воскресшего Господа. К тому же, для людей, знакомящихся с жизненным подвигом Иисуса Христа по Святому Евангелию, свидетельство Его Матери могло бы показаться малоубедительным.

Явление ангела воинам.

Римские воины продолжали охранять опустевший гроб Иисуса. Наверное, они не оставили бы своей службы и не допустили бы ко гробу ни жён-мироносиц, ни учеников Его вплоть до четвёртого дня. Но Господу было угодно сделать воинов первыми, хотя и невольными, вестниками Своего Воскресения.

Среди тишины и ночного покоя земля вдруг содрогнулась, «ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба», который оказался пуст. Вид ангела «был, как молния, и одежда его бела, как снег», — Небожитель сиял неземной чистотой, святостью, отблеском славы Господней. Неустрашимость римских воинов обратилась в ничто от одного присутствия небесного существа. Воины увидели перед собой силу высшую, могущество неземное, они устрашились и вострепетали, «стали, как мёртвые», и не могли пошевелиться. Когда величественное небесное явление ещё не окончилось, воины пришли в себя и все разбежались. Некоторые из них возвестили ставившим их на стражу первосвященникам о явлении грозного ангела и о том, что гроб пуст. Собственными глазами убедились в чудесном исчезновении Господа Иисуса Христа те, которые стерегли пещеру и точно знали, что Иисус не покидал её возможным для человека путём.

Жёны-мироносицы у гроба и явление им ангелов.

Жёны, бывшие у Креста Христова и видевшие Его погребение Иосифом и Никодимом, договорились прийти на другой день, чтобы в знак любви и признательности помазать Иисуса благовониями. Как только миновал субботний покой, наступил вечер начала воскресенья и открылись торговые лавки, женщины купили ароматы и стали ждать утра. Воскресная ночь показалась им особенно длинной, так что, не дождавшись конца её, ещё в предрассветной тьме (около 5 утра, потому что в апреле в Палестине светает в 6 часов) они пошли ко гробу. Это был целый сонм жён, одни из которых пришли раньше, когда ещё было темно, другие чуть позже, «при восходе солнца» (в южных широтах солнце восходит очень быстро). Среди мироносиц церковное предание указывает кроме Марии Магдалины, Саломии, Марии Клеоповой ещё сестёр Лазаря Марию и Марфу, а также Сусанну и Иоанну (Лк 8:3). Жёны не знали, что в субботу к погребальной пещере была приставлена стража, и беспокоились лишь об одном, говоря между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?»

Икона явления Христа женам-мироносицам

Икона явления Христа женам-мироносицам

Первой пришла Мария Магдалина. При свете полной луны она увидела, «что камень отвален от гроба» и Господа нет. В великой печали она побежала к апостолам с горестной вестью: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его», — Мария говорила за всех жён, не зная о том, что подошедшим к усыпальнице после неё явились ангелы, возвестившие им, что Христос воскрес.

Жёны-мироносицы, пришедшие ко гробу несколько позже, при восходе солнца, с ужасом увидели, что камень от гроба отвален. Пред ними предстал светозарный ангел, успокаивая их и возвещая о всерадостном событии: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь». Эта была первая весть человечеству о свершившемся Воскресении Господа.

Войдя во гроб, жёны увидели, что тела Иисуса там нет. По правую сторону от Его смертного ложа им предстал другой ангел, который подтвердил, что Господь воскрес, и предложил рассмотреть опустевший одр: «Вот место, где Он был положен». Когда мироносицы убедились, что Иисуса нет, ангел сказал: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Тогда жёны вспомнили, что Господь, предупреждая о Своей близкой смерти, предрекал Своё тридневное воскресение и обещал, что будет ждать их в Галилее. «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его».

Пётр и Иоанн у гроба.

Апостолы Пётр и Иоанн, озабоченные сообщением Марии Магдалины о пропаже тела Учителя, «побежали оба вместе ко гробу». Иоанн, более молодой и проворный, прибежал первым «и, наклонившись, увидел лежащие пелены, но не вошёл во гроб» в темноте ночи, из естественного страха перед тайной смерти. Пётр, прибежав, сразу вошёл «во гроб и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». Если бы Иисуса похищали, то разве тратили бы время на отдирание плащаницы, накрепко прилепившейся к Телу смолой-смирной, разве снимали бы плат, который оказался заботливо сложенным отдельно от плащаницы? Вполне очевидно, что это было не похищение. Сердцем своим апостолы почувствовали возвышеннейшую тайну Божию — Воскресение Господа Иисуса Христа.

Пётр и Иоанн не увидели ангелов, которые явились мироносицам, поскольку от них — апостолов — требовалась вера, не нуждающаяся в особых ангельских явлениях, которую они и проявили. Иоанн сообщает в Евангелии о своей вере: войдя во гроб за Петром, он «увидел и уверовал». О Петре евангелист Лука пишет, что он «пошёл назад, дивясь сам в себе происшедшему». Если бы Пётр при своём пылком характере имел мысль о похищении Господа, то разве, прибежав ко гробу, не начал бы тотчас поиски тела возлюбленного Учителя? Но уверение Петра и Иоанна в воскресении Господа пока ещё не было твёрдым, нуждалось в Его явлении им, ибо, как пишет сам Иоанн, «они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых», — не могли ясно припомнить пророчеств об этом удивительном событии, и только Сам Господь, являвшийся ученикам в воскресшей плоти Своей до Вознесения на Небеса, «отверз им ум к уразумению Писаний».

Нет события более радостного для сердца христианина, чем преславное Воскресение Господа! Он умер, взяв на Себя наши грехи, и воскрес Первенцем из сынов адамовых, унаследовавших смерть. Христос страдал не потому, что для прощения человечества Отец нуждался в Его Жертве, но потому, что падшее человечество нуждалось в очищении и освящении Человечеством Бога. Вочеловечившийся Господь освятил всю нашу жизнь и даже нашу смерть, включил все аспекты нашего бытия в жизнь истинную — ту, в которой нет смерти. Воскресением Сына Человеческого вся полнота вечной жизни была привита иссохшему дереву падшего человечества, чтобы оживотворить его и воскресить к вечноблаженному бытию.

(Источник – Евангельская история. С.Воробьев. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010)

(81)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *