Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Преображение

Преображение Господне

Все три синоптических Евангелия содер­жат весьма сходные описания Преоб­ражения Господня (Мф. 17,1; Мр. 9,2; Лк. 9,28). Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит много пострадать от иуде­ев, быть у биту и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апосто­лов— Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег. Преображение Христово сопровожда­лось явлением ветхозаветных проро­ков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Изумление учеников достигло преде­ла, когда всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте».

Святоотеческая мысль, углубля­ющаяся в священную тайну Преобра­жения, видит его с трех сторон. Во-первых, что есть Преображение для Самого Христа, что нового раскрыл Он нам в Себе. Здесь самый сокровенный момент Преображения, и потому святые отцы избегают про­странно рассуждать о нем, чтобы земными словами не исказить неска­занного. Во-вторых, рассматривается участие в Преображении святых про­роков Моисея и Илии и апостолов Петра, Иакова и Иоанна; эта сторона события освещается гораздо подробнее. В-третьих, Преображение Хри­стово есть неиссякаемый источник нравственного научения и духовного назидания.

Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соедине­ние во Христе двух естеств — человеческого и Божественного. Пре­ображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Для Спасителя Преображе­ние состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Боже­ственной природы, обладавшей изна­чальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой.

У учеников, возведенных на Фа­вор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Боже­ственный Свет. По мысли святого Григория Паламы, Фаворский Свет — это «Слава Божия» и «Цар­ство Божие», в нем апостолам была открыта «тайна восьмого дня», тайна того светоносного «града», Нового Иерусалима, о котором свидетель­ствует Апокалипсис. «Господь преоб­разился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами»,— говорит святитель Иоанн Златоуст.

Преображение Господне. 1403г. Феофан Грек

Икона «Преображение Господне». 1403г. Феофан Грек

Посвящения в тайну будущего века были удостоены лишь избранные из числа двенадцати апостолов, «столпы» апостольского лика (Гал. 2,9), которые одни лишь были отмечены переменой имени, совер­шенной над ними Христом. Эти из­бранники вместе с пророками Моисе­ем и Илией олицетворяли на Фаворе всю Церковь—в этом экклезиологи­ческий смысл Преображения. В еван­гельском повествовании Преображе­ние имело еще одно значение: оно должно было при грядущем Голгофском уничижении Христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыбле­мое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Кре­стных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».

Кроме того Преображение имеет отношение лично к каждому христи­анину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апосто­лы, стать участниками Преображе­ния, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свиде­тельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуж­дался в молитве для осияния Своей плоти,— молился же Он, чтобы пока­зать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому и христианину, желающему удостоиться своего личного Фавора, надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы воз­можно— важнейший момент христи­анского учения о человеке.

Обожение есть условие, предваре­ние спасения. Именно поэтому Пре­ображение— залог Воскресения.

Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдель­ных его символах. Высота Горы озна­чает по блаженному Феофилакту воз­вышенность духа над земными при­вязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух под­вигов—богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указы­вает также на уединение и безмол­вие, благоприятствующие молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Пре­ображение, так как Фавор по-еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из само­го названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необ­ходимо очищение покаянием.

Впервые церковные источники упоминают о празднике Преображе­ния в начале IV в. Древнейшим изображением события является на­ходящаяся в храме во имя святого Аполлинария в Равенне (Италия) фреска VI века, которая имеет алле­горический смысл: лицо Спасителя заменено крестом в кругу со звездным фоном, апостолы же пока­заны в виде агнцев. Святые пророки Моисей и Илия стоят по сторонам креста. На греческих иконах наряду с самим Преображением часто изобра­жались восхождение на гору и схож­дение с нее. На русских иконах иногда имелись некоторые прибавле­ния к канону; так, например, показы­валось, как один ангел выводит из гроба Моисея, а другой сводит с облаков Илию. Известна и «ночная» икона Преображения: на образе XVI века устюжского письма фоном для священного события является ночное звездное небо. Полагают, что здесь не одно соблюдение правды историче­ского факта, но и особый смысл: на ночном фоне молния Преображения знаменует начало нового дня творе­ния — будущего века.

 

(источник — Минея август. Ч. 1. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002г.)

 

(32)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *