Вход Господень в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим.

Рано утром 2 апреля 30 г. Иисус в сопровождении народа вышел из Вифании в Иерусалим. Гора, на восточном склоне которой лежала Вифания, называлась Елеонской, или Масличной, по множеству рос­ших на ней маслин (греч. елеа — маслина). Западный её склон был обращен к Иерусалиму. Близ Вифании лежало другое небольшое селе­ние – Виффагия. Иисус послал в него двух учеников Своих, сказав, что они, как только войдут в селение, увидят «ослицу привязанную и молодого осла с нею», и повелел: «Отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их». Поручение это было не из числа обыкновен­ных: Иисус всегда ходил пешим, до Иерусалима было недалеко, а между тем, словно готовясь к дальнему пути, ученики должны были идти отвязывать чужих животных, забирая осла и ослицу у неиз­вестного хозяина, — по-видимому, простого земледельца, которому животные были самому необходимы в его трудах. Апостолы недоумевали, но произошло так, как предрёк Господь Иисус Христос: вой­дя в селение, они увидели привязанных животных, взяли и повели к Учителю, а их простой ответ, по виду нимало не убедительный: «Надобны Господу», – оказался непреоборимым. Хозяин отдал живот­ных, не зная кому и на что; он даже и не видел Самого Господа Иисуса, но только учеников Его.

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим

В гористой Палестине коней использовали редко: почти исключи­тельно для военных действий. Сесть на коня было символом войны, а сесть на осла или мула — символом мира. Спасителю было угодно, чтобы Его торжественное вступление в Иерусалим символизировало примирение между Богом и согрешившим человечеством.

Апостолы возложили на животных свои одежды, Иисус воссел на ослика, — и шествие продолжилось. Ослёнок был необъезженный, не отвыкший ещё от матери (по-видимому, ради него и была взята осли­ца), но шёл ровно и послушно. Это имело и сокровенный смысл: ослик, «на которого никто из людей никогда не садился», символизировал языческие народы, не «осёдланные» ни Законом, ни пророками, но которые вскоре должны будут воспринять Евангелие. Животные, не носившие ещё ярма, в ветхозаветные времена выбирались для священного употребления (Втор 21:3, Щар 6:7). Следовавшая за осликом рабо­чая подъяремная ослица символизировала труждавшийся под ярмом Закона еврейский народ, который отвергнет Мессию, но в последние времена тоже последует за Христом (Рим 11:25).

«Всё же сие было, да сбудется речённое через пророка, который го­ворит: скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядёт к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Ис 62:11, Зах 9:9). Дщерь Сиона — народ, избранный Богом, храм Которого утверждал­ся на горе Сион. В тот день даже ученики Христовы не увидели в дей­ствиях Иисуса исполнения древних пророчеств Захарии и Исайи, «но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём на­писано». Иисус показывал, что Он — Мессия-Царь, предвозвещённый пророками, и что в смирении и простоте Он совершенно чужд притя­заний на земное владычество.

Множество людей, следовавших с Иисусом и видевших в Нём Мессию, в радости постилали на Его пути свои одежды — воздавали честь, которой в Израиле удостаивали восходивших на трон царей (4Цар 9:13). Ликуя, люди несли в руках и постилали на пути Иисуса пальмовые ветви, символизировавшие у иудеев радость, уподобляя вхождение Христа в Иерусалим великому и радостному празднику Кущей, когда Бог повелевал: «Возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом» (Лев 23:40). С пальмовыми ветвями в руках иудеи встречали некогда своего правителя Симона Маккавея, освобо­дившего страну от сирийского ига (Шак 13:51).

Когда шествие достигло вершины Елеонской горы и открылся ве­личественный вид на святой город и храм Господень, ослепительно сиявший золотыми кровлями в лучах утреннего солнца, люди с особенной силой восчувствовали радость Пришествия давно ожидаемо­го Избавителя и громко возгласили Христу-Мессии осанну (хвалу): «Осанна Сыну Давидову!»

Собравшиеся на Пасху в Иерусалим иудеи, узнав, что в город всту­пает Тот Самый Иисус, Который воскресил четверодневного мертве­ца Лазаря, шумной толпой вышли навстречу. К ним присоединились и многочисленные паломники, расположившиеся в шалашах и па­латках около стен города. Все в радости славили Бога за великие чу­деса Христовы и восклицали: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» – люди возглашали прекращение вражды между грешной землёй и Небом, ибо Сам Бог воцарялся на земле, а потому ликовали и Ангельские Силы «в вышних», на Небесах.

«Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Да­вида! осанна в вышних!» Конечно, народ чаял всего лишь земного во­царения Христа, но важно то, что Мессия был торжественно признан. Этим прославлением Христа Сам Отец Небесный указывал всему на­роду на Иисуса как на пришедшего Мессию и привлекал внимание че­ловечества к Его учению, великим делам и, в особенности, – к готовому вскоре совершиться искуплению рода человеческого.

Увидев, как «весь народ пришёл в движение», фарисеи в злобном бессилии «говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идёт за Ним». Их, должно быть, особенно раздражало, что народ славил Христа как пришедшего от Бога. Желая опорочить торже­ство, фарисеи стали приписывать дело прославления Иисуса старани­ям Его учеников и говорили: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Они давали понять, что шумное волнение народа может вызвать расправу римских властей, Иисус же, показывая, что прославлению Мессии в тот день невозможно противодействовать, как предопределённому свы­ше, ответил присловием из пророков: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Авв 2:11). Через пять дней, в час смер­ти Спасителя, когда не слышно уже будет прославляющих Его гласов народа, тогда распавшиеся камни действительно засвидетельствуют ис­тинность слов Христа. Видится здесь и пророчество о язычниках, кото­рые до Пришествия Христа были каменносердечны, но когда Израиль отверг своего Господа и преступно умолк, тогда они уверовали и возо­пили всему миру о Христе Спасителе.

Плач об Иерусалиме. Окружённый ликующей толпой, слыша про­славляющие Его восторженные возгласы, Всеведущий знал: всего через несколько дней богоизбранный народ, увидев, что не получит от Него ни избавления от Рима, ни всемирного владычества, отвергнет Его. Он знал, что тот воскресный день, который мог бы составить сла­ву и счастье иудеев, станет для них началом великих бедствий: богооставленности, разрушения и смерти.

Воззрев на Иерусалим, Спаситель громко заплакал о нём — это были слёзы беспредельной любви, желающей даровать спасение каж­дому человеку, но встретившей ожесточённое неприятие. Над гробом Лазаря Он проливал слёзы тихо, а теперь плакал навзрыд. Боль стра­даний и смертное томление пять дней спустя будут бессильны вызвать из Его пречистых очей хотя бы одну слезу, теперь же глубочайшая скорбь о роде человеческом объяла Его любящее сердце, и Он рыдал, как истинный Человек. Он оплакивал город, который уже нельзя было уберечь от грядущих бед и опустошения.

«И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что слу­жит к миру твоему!» — к спасению, «но это сокрыто ныне от глаз твоих», — ты упорно закрываешь глаза на великую любовь Божию, посылаемую тебе. «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обло­жат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» — времени яв­ления Христа, Который с любовью милостиво призывал тебя в Своё Царство: сотни тысяч иудеев будут умерщвлены римлянами, сотни тысяч отведены в плен, на рудники, и весь Израиль, словно пыль ве­тром, будет рассеян по лицу земли; Иерусалим будет совершенно раз­рушен, и даже место его будет перепахано. Начиная осаду Иерусалима, римляне разбили свой лагерь именно на западном склоне Елеонской горы — там, где плакал о городе Спаситель; осада города в 70 г. на­чалась тоже незадолго до Пасхи.

Войдя в Иерусалим, который весь теперь приветствовал Его, Спа­ситель направился в храм Божий, составлявший славу и величие Израиля, где и подобало всенародно явиться обетованному Мессии.

(Источник – Евангельская история. С.Воробьев. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010)

 

 

 

 

 

 

 

 

(12)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *