Слово на день Сретения Господня.

Слово на день Сретения Господня.

Икона Сретение Господне

Икона Сретение Господне

Что совершилось ныне над Госпо­дом и Спасителем нашим во храме Иерусалимском, подобное тому совер­шено было, братие мои, некогда и над каждым из нас. И мы, подобно Ему, были принесены во храм, поставлены пред Господом; воцерковлены и пос­вящены Ему на вечное служение. Все это сделано над нами в том возрасте, когда у нас, яко младенцев, не было еще понятия о самих себе, и потому мы не знали, что с нами происходит. Но Святая Церковь не могла ни сама заниматься, ни занимать нас обряда­ми праздными; совершённое над на­ми имело важный смысл; вместе с принесением нас во храм и воцерковлением, мы прияли многие права и обетования; равно как вместе с тем возлегли на нас важные и священные обязанности. Не исполняя последних, мы лишимся первых, и не только лишимся, но и будем судимы, яко напрасно являвшиеся пред лице Божие и вотще приявшие благодать Духа. Потому с пришествием в воз­раст нам должно как можно чаще возобновлять в памяти нашей то, что совершено над нами Церковию в младенчестве, вникать в дух и силу совершённого, дабы, сообразуясь с ним в своем поведении и нравах, действительно соделаться тем, чем быть обещали, и приять то, что нам за сие предоставлено. Настоящий день, яко день принесения во Храм Господа нашего, по образу коего совершено было и принесение нас во храм, есть потому самый приличный для подоб­ных воспоминаний и размышлений. Итак, пренесемся, братие мои, мыслию к нашему младенчеству и по­смотрим, что происходило с нами в четыредесятый день бытия на­шего.

Что это за жена, которая с младен­цем у груди трепещущею стопою подходит к порогу церковному, види­мо, спешит для какого-то святого дела в церковь, но, подошед к дверям церковным, останавливается и, как бы воспященная какою силою неви­димою, не смеет идти далее? Что это за жена и кто этот младенец? Это твоя мать, возлюбленный слушатель! А ее младенец — ты сам! Настал четыредесятый день по твоем рожде­нии,— и вот по закону Святой Церкви мать несет тебя во храм для воцерковления. Зачем же медлит она у порога церковного и не входит во храм? — Кто остановил ее? Этот же самый закон Церкви, воспрещающий жене родившей, до четыредесяти дней по рождении, входить в дом Божий. Для чего это запрещение? Да разумеем, что все мы зачинаемся во грехах и рождаемся в беззакониях, и чрез это самое становимся недостойными то­го, чтобы явиться лицу Божию, яко неприступному для грешников Святостию Своею.

Но не будем смущаться: нас недолго заставят стоять вне храма, потому что, благодаря любви Боже­ственной, у всех нас есть Заступник и Ходатай всемощный. Покрытые Его заслугами, очищенные Его благодатию, украшенные Его Именем, мы, несмотря на прирожденную порчу и несовершенство наше, будем приня­ты в дом Божий, представлены самому лику друзей и присных Его.

В самом деле, является служитель алтаря, приемлет на свои руки, по­добно Симеону, младенца, то есть, нас с тобою, возлюбленный слуша­тель, подъемлет его пред вратами церкви горе, образует из него на воздухе крест и восклицает: «Воцерковляется раб Божий, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!» Когда вслед за сим двери храма, как бы уступив крестному знамению, разверзаются, священнослужитель входит с младен­цем, вещая от лица его словами святого Давида: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему!»

Дошед до середины храма, он останавливается, паки подъемлет младенца горе и, образуя им крест, возглашает: «Воцерковляется раб Божий, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», и вслед за тем присовокупля­ет: «Посреде Церкви воспою Тя!»

Подходит потом к царским вратам алтаря, снова подъемлет отроча во образ креста и в третий раз вещает: «Воцерковляется раб Божий, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!»

Таким образом, рожденное уже посвящено Богу, уже введено в дом Царев. Сим могло бы окончиться священнодействие. Но христианину, яко сонаследнику Христа, предостав­лены большие права: ему, как царско­му священию дано входить во внутреннейшия завесы (Евр. 10, 19); — и вот священнослужитель, по тому же уставу Церкви, несет младенца— сквозь южные двери — в самое святи­лище, обходит с ним вокруг престола и, исходя из алтаря противополож­ным путем, то есть дверьми северны­ми, полагает его на земле пред вратами царскими, откуда мать уже сама должна восприять его, как бы от лица Господня.

Что может быть знаменательнее и вместе трогательнее сих священно­действий! Это троекратное образова­ние креста из младенца, это внесение его во святилище и обхождение с ним вокруг престола, это положение его на земле пред вратами царскими и приятие его отсюда самою матерью: сколько здесь уроков и для приносимого, и для приносящей, и для детей, и для самих родителей!

Крест! Им видимо означается, что если мы имеем теперь доступ и в земный храм, и в Небесный Эдем, то страданиями за нас на Кресте Сына Божия, коими отверст для всех нас Рай, заключенный для всех же пре­ступлением нашего прародителя и собственными грехами.

Внесение младенца во святилище не материю или отцом, а иереем показывает, что силы природы доста­точны только для дарования ему одной жизни естественной, но не довлеют для введения его в жизнь духовную и благодатную; а обхожде­нием вокруг престола видимо указуется на высокое предназначение хри­стианина — откровенным лицем со­зерцать Славу Божию, быть прича­стником еще на земле тайн Жизни Вечной, уготовлять себя в блаженное сожитие с Архангелами и Ангелами, окружающими Престол Божий,— в место селения Самой Славы Божией. В частности, обхождением вокруг престола, напоминающим собою чин Посвящения и Бракосочетания, мла­денец как бы посвящается во иереи Богу, а душа его уневещивается Духу Святому.

Наконец, положение мла­денца на землю пред дверями царски­ми дает разуметь, что, несмотря на множество прав духовных, ему те­перь усвоенных, он, яко христианин, должен всю жизнь пребывать в сми­рении духа и сердца, вменять себя яко ничто же пред Господом; взирать на себя, яко на жертву, которая единожды и навсегда посвящена Гос­поду, да отныне не к тому себе живет и не к тому себе умирает, но умерше­му и воскресшему для него Спаси­телю.

А мать, подъемлющая от царских врат плод чрева своего, должна памя­товать, что отселе он ей паки поруча­ется Самим Господом, да болезнует о нем прочее духом, как прежде болела телом, дондеже вообразится в нем Христос.

Как, наконец, выразительно са­мое название сего священнодействия! Воцерковляется раб Божий! То есть, вводится в Церковь, вставляется как часть в свое великое и святое целое, вместе с тем сам делается церковию, живым храмом Бога Живаго. Мать принесла его как плод природы; при­емлет назад как дар благодати.

Помни же, принесенный и взя­тый, чем ты принесен и каковым взят! Помни, где ты был, кому и для чего представлен! Помни, какое зна­мение отверзло тебе врата Дома Божия. Помни престол, вокруг коего тебя носили и который тебе предназ­начен, и землю, на коей был положен, и в которую пойдешь. Помни, что ты опять и также чуждыми руками будешь принесен некогда в церковь со крестом в руках. О, если бы ты тогда мог усвоить себе слова праведнаго Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое!» Но они усвоятся тебе, и ты почиешь с миром до дня всеобщего воскресения, если в про­должение своей жизни не будешь забывать своего воцерковления. Аминь.

Источник: «Журнала Московской Патри­архии», 1967г, № 2

(14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *